Не все, что блестит…

Собеседник - Константин Ваншенкин

Опубликовано в «Литературной газете» № 26 (25 июня), 1975 год.


   Нужна ли пародия? Конечно! Я как-то писал об этой проблеме, отвечая на анкету журнала «Вопросы литературы».
  На мои стихи было много пародий. Обижался я крайне редко, да и то лишь в молодости. Встречав пародии на себя или моих товарищей, я порою испытывал беглое раздражение, но чаще всего главным образом недоумение. И вот почему. На страницах газет и журналов печатается немало слабых стихов. Но по сравнению с пародиями это шедевры. Да, профессиональный уровень пародий значительно уступает нынешнему уровню поэзии. Пародия по меньшей мере на порядок ниже. А делает вид, что наоборот.
 Когда я впервые — до войны — прочитал пародию А.Архангельского на В.Маяковского, я не сразу понял: кто же это — Архангельский или Маяковский? Вот такой в идеале должна быть пародия — в плане имитации работы поэта.
  Есть примеры такого рода в практике С. Васильева. А в последние годы цикл настоящих пародий опубликовал Ю.Левитанский.
  А.Иванов — талантливый человек, остроумный юморист и сатирик. Наименее сильным он выглядит именно в жанре пародии. Дело не только в стихотворном размере, о котором упоминает Иванов, и прочих очевидных признаках. Есть еще такие понятия, как поэтическая манера, голос, интонация. Это, собственно, то, что отличает одного художника от другого (кроме, разумеется, жизненного материала и мировоззрения).
  Так вот, если мы сравним пародии Левитанского и Иванова, то увидим, что первый с необычайной точностью и всеми нюансами передает голос своего «объекта», а второй делает это приблизительно, как-то небрежно. Может быть, и не стоит его особо винить — вероятно, он просто недостаточно это чувствует.
  Знаете, есть эстрадный жанр: актеры пародируют, «показывают» своих именитых собратьев — Утесова, Райкина, Жарова... Это особый дар. Тут важно и сыграть своего «подопечного» — голосом и жестом, — и чтобы текст был соответствующий. Так вот представляете: текст остроумный, смешной, а изображают не похоже. Не тот это человек, не его тембр и почерк. Конечно, все рассыпается.
  Точно так же и в литературной пародии.

Другие материалы