Вот, собственно, и все, и можно бы на этом поставить точку. Как говорится, автор сделал свое дело — автор может уходить. Но, перелистав еще раз эту книгу, автор услышал вдруг тихий, хотя и достаточно внятный голос: «Помилуйте, как же так!..»
— Как же так, — говорил этот голос (а это был, конечно же, внутренний голос, внутренний голос самого автора, шедший из потаенных его глубин), — как же так, в труде столь серьезном, основательном и научном — и вдруг да без послесловия! Да это ж было бы не только нарушением всех традиций, но еще и попросту проявлением неучтивости по отношению к собеседнику, благосклонному и терпеливому — все равно как уйти, с ним не простившись...
К чести нашего автора надо сказать, что он и не пытался оспаривать этой как будто бы и простой, но разумной и благородной мысли, а, напротив, тут же принялся за дело, твердо договорившись со своим внутренним голосом, что будет при этом предельно краток.
Итак, перелистав еще раз эту книгу, автор подумал, что будет не лишним напомнить благосклонному читателю две фразы из предисловия.
«Полагаю, что в этом ничего нет обидного, — писал в предисловии автор. — Впрочем, я знал, на что иду».
Так вот, автору сейчас окончательно сделалось ясно, что обидного ничего тут и не получилось. Автор и в самом деле, и вполне искренне, старался не только не обидеть никого из своих коллег и собратьев, но старался, чтобы добро вообще побеждало и торжествовало на этих страницах, и можно ли, в самом деле, найти более неоспоримое подтверждение добрых намерений автора, нежели тот красноречивый факт, что даже главного героя книги, этого маленького длинноухого неудачника, впрочем, исполненного подлинного благородства, автор старался всякий раз выручить из беды, а не отдать его в лапы коварного противника.
Что же касается того, знал ли автор и в самом деле, на что идет, — в этом он до конца еще не уверен. Тем более что ему, автору, пришлось тут столкнуться с престранным одним феноменом: в последнее время с удивлением он стал замечать, что если кто и обижается на него порой, так это вовсе не те, на кого написал он свои пародии, а как раз те, на кого написать он их почему-либо не сумел.
Но тут уж автор должен со всею категоричностью отмести все обиды
и подозренья, ибо никакой такой цели специальной у него не было и быть не могло, а если кому-то все-таки так покажется, то тут уж извините, тут уж, как сказал поэт, — вот вам мое стило, и можете писать сами!
Высказав эти последние, немаловажные для него соображенья, автор с чистой совестью и с чувством исполненного долга прощается с благосклонным читателем и, поблагодарив его за терпенье, вновь удаляется под покровительство любимой им неизменно музы Эвтерпы, надеясь, как всегда, на доброту и отходчивость мягкого ее женского сердца.
Другие произведения
-
Баллада о зайчике Роуфе, охотничьем сыне Баграте, чуреке и чебуреке. Фазиль Эскандер
У злобы — свои законы,
у чести свои права.
-
Вместо послесловия
Вот, собственно, и все, и можно бы на этом поставить точку