Константин Райкин. О Юрии Левитанском

Собеседник - Константин Райкин

Конечно, я хорошо знаком с поэзией Юрия Левитанского: в мою студенческую бытность его очень много читали мои однокурсники. Я помню его «Кинематограф», в свое время я впечатлялся его стихотворением «Сон о рояле» — замечательные строки. Он поэт очень точной мысли, абсолютный Мастер. В нем есть легкость, элегантность, точно отобранная простота, высочайшая интеллигентность и возведенная в художественную степень человеческая и профессиональная порядочность, ставшая частью его искусства и поднятая в ранг высшей, божественной эстетики.

Юрий Левитанский — невероятно музыкален, неудивительно, что на его самые знаменитые стихи написано немало песен, так они изнутри рождают музыку и множественные музыкальные ассоциации. Считаю его одним из выдающихся поэтов второй половины XX века, оказавших на меня большое влияние, как и его близкий друг и коллега по цеху Давид Самойлов.

   Бывало, что меня просили озвучить какие-то строки Левитанского, и я невольно подмечал, что они очень пластичные, легко «ложатся на уста». Он — поэт, ласкающий слух. А ведь я — человек довольно привередливый и избирательный в том, что касается чтецкого репертуара. В моих программах — Пушкин, Мандельштам, Заболоцкий, Самойлов… Хотя я не читаю со сцены стихов Юрия Левитанского, но безусловно очень важно, чтобы мы этих поэтов знали, помнили, чтобы мы их произносили вслух, потому что ритм и рифма — понятия, требующие звучания. Это — как ноты великой музыки, они требуют исполнения. Так и стихи Левитанского — их необходимо исполнять, их мало читать глазами. Он огромную лепту внес в дело строительства отечественной культуры. Это здание мощное и в то же время нежное, хрупкое, которое необходимо сохранять, беречь от деструктивных процессов. И Юрий Левитанский — сокровище нашей культуры, драгоценный человек, также нуждающийся в нашей духовной опеке

Другие материалы