«ICH STERBE...»
Опубликовано в «Арион» №1, 1996 год.
Опубликовано в «Литературной газете» от 23 мая, 1964 год.
«3ЕМНОЕ НЕБО» — лишь вторая книга стихов Юрия Левитанского, хотя автор уже не очень молод. Но беды в этом я не вижу. Есть такие мотоколяски: треску и дыму много, а ни силы, ни прочности. Левитанский работает спокойно, бесшумно, под стать хорошему мощному мотору. До последнего времени он больше был известен как переводчик. Но его оригинальные стихи глубоки, жизненно правдивы, его манеру уже и сейчас не спутаешь ни с чьей другой, а в поэзии, при всех прочих достоинствах, это имеет решающее значение.
Никогда не наскучит
езда в незнаемое.
Днем и ночью идут поезда
в незнаемое.
...О сигнал отправления!
Ветер скорости.
Вечный путь от скованности
к раскованности.
...Никакой законченности
и увенчанности.
Только этот
незыблемый отблеск
вечности.
Когда стихи заставляют читателя думать, волнуют, он почти перестает замечать, как «скроена» и «сшита» та или иная строфа. Порой даже нерифмованные строки звучат для него, как рифмованные. И это признак богатства поэзии, а не бедности ее. Левитанский иногда отказывается от рифмовки на концах строк, заменяя ее рифмовкой внутренней, а часто и вовсе обходится без рифм, ограничиваясь простым повторением одних и тех же слов или омонимами.
Сколько помню себя —
помню очереди.
Всей семьею стояли,
по очереди...
Такой стих дается не просто. Поэт трудится, чтобы достичь наибольшего рассвобождения стиха от формальных условностей поэтической речи, чтобы облегчить читателю восприятие главного в поэзии — ее мысли, ее философии. У Левитанского нет пустых стихов.
Вот он рассказывает об одиноком человеке, который возвращается домой, а дома никто его не встречает, и ему очень трудно от того, что он одинок:
А на двери —
железная ручка звонка
и железные буквы —
над ручкой звонка
полукругом — «Прошу повернуть!»
А друзьям недосуг —
не звонят, не стучат
и весь вечер
железные буквы кричат:
Повернуть! Повернуть! Повернуть:
... В суете пробегаем
знакомый звонок
А потом покупаем в складчину
венок
А всего-то был нужен — звонок!
По-разному входят люди в литературу. В сознании широкого круга читателей поэт чаще всего утверждается поначалу одним стихотворением или даже какими-нибудь двумя-тремя строчками. Так в свое время Михаил Светлов «начался» с «Гренады». Николай Тихонов — с «Баллады о гвоздях», Сергей Орлов многим запомнился строчкой «Его зарыли в шар земной»... Мне думается, что «Стихи об одиноком человеке» Юрия Левитанского — из тех, которые не забываются.
Опубликовано в «Арион» №1, 1996 год.
Опубликовано в журнале «Свой», декабрь 2021 года.
Опубликовано в «Российской газете» №14 от 22 января 2022 года. Автор Павел Басинский.
Опубликовано в «Российской газете - Неделя» №11 от 19 января 2022 года.
Опубликовано в «Литературной газете» №3 от 19 января 2022 года.
Автор Михаил Любимов.
Опубликовано в «Литературной газете» №3 от 19 января 2022 года.
Опубликовано в «Литературной газете» №3 от 19 января 2022 года.
Опубликовано в журнале «Родина» №1, январь 2022 года.
Опубликовано в «Независимой газете» от 19 января 2022 года.
Опубликовано в «Российской газете» №8 от 17 января 2022 года
Опубликовано в «Литературной газете» №1-2 (18-24 января), 2012 год.
Опубликовано в журнале «Знамя» № 6, 1996 год.
Опубликовано в «Литературной газете» №11 (13 марта), 1996 год.
Опубликовано в журнале «Новый мир» № 11, 2001 год.
Попытка осознать и уберечь его вклад в отечественную словесность стала едва ли не частным делом узкого круга близких людей.
Опубликовано в В.И.Новодворская Избранное в 3 томах, 2015 год.
Опубликовано в журнале «Дружба Народов» выпуск №1, 1999 год.
Опубликовано в «Новой газете»№3 (20-26 января), 1997 год